- Инвентаризация оборудования
- Анализ отказов оборудования с использованием Специального ПО
- Порядок проведения инвентаризации компьютеров в офисе
- Стратегии и организация работ по обслуживанию и ремонту оборудования (ТОиР)
- Инвентаризация товаров по QR кодам
- Плановая инвентаризация
- Инвентаризация при помощи ТСД
- Инвентаризация сканером
- Выборочная инвентаризация: зачем нужна и как автоматизировать
- Как провести инвентаризацию в 1С бухгалтерии
Инвентаризация оборудования
В рамках инвентаризации оборудования осуществляется сверка фактически находящегося в наличии у компании имущества с данными бухгалтерского учета. Процедура является обязательной, независимо от применяемого налогового режима, распространяется на все субъекты экономической деятельности, ведущие бухучет. Периодичность проведения — раз в три года, либо чаще, по решению руководства предприятия. Также инвентаризация может быть добровольной (профилактической), назначаться по мере необходимости.
Мы предлагаем автоматизировать процессы планирования и проведения инвентаризации при помощи программы QR Учет имущества.
Инвентаризация оборудования: Как подготовиться?
Инвентаризация оборудования предполагает формирование специальной комиссии на основании соответствующего приказа руководителя организации. В состав включаются сотрудники бухгалтерии, финансового и юридического отделов, других подразделений, специалисты сторонних аудиторских компаний (если необходимо). Проверяющие вписываются в документ ИВН-22. Также до начала процедуры:
- Утверждаются сроки мероприятия.
- Назначается глава комиссии (ответственный за проведение).
- Подготавливаются листы инвентаризационных описей (форма № 3).
- Со всех лиц, несущих материальную ответственность, берутся расписки.
Изначально следует подготовить отдельную опись с включением в нее непригодного к использованию имущества (по причине поломки, порчи, полного износа). Данные сведения будут носить предварительный характер и корректироваться в процессе проверки.
В составе комиссии должно быть не менее двух участников. Исключение — в штате компании только руководитель. В таких случаях инвентаризацию можно проводить своими силами, либо привлечь внешних аудиторов (актуально для ИП).
Инвентаризация оборудования: как планировать?
Инвентаризации подлежит все находящееся на балансе компании оборудование, включая арендуемое и принятое на ответственное хранение. При этом нахождение имущества за пределами фактического расположения организации не создает исключение из данного правило. Причины убытия могут быть различными — плановый или капитальный ремонт, профилактическое техобслуживание и т. п.
Подобные ситуации необходимо исключать, инвентаризируя оборудование заранее, до момента его передачи за пределы предприятия. Соответственно, планировать дату начала мероприятия следует с учетом сроков убытия/прибытия имущества. Как правило, основным ориентиром для начала инвентаризации служит подготовка к годовой отчетности в четвертом квартале (следует проводить до утверждения).
Общее правило: в уже закрытые отчеты исправления вносить нельзя. Обнаруженные нарушения придется фиксировать именно по факту завершения текущей проверки.
Инвентаризация оборудования: как проводить ?
Когда выполняется инвентаризация оборудования проводятся замеры параметров, подсчет имеющихся в наличии единиц оборудования, выполняется сопоставление с данными бухучета. Изучению подлежат бухгалтерские листы, техпаспорта, иные сведения, на основании которых можно установить права собственности на имущество. При наличии расхождений необходимо выявить причины, внести соответствующие записи в сличительные описи.
Важно: обязательно присутствие всех заявленных членов комиссии, иначе инвентаризация будет считаться недействительной.
В инвентаризационных описях указывается следующая информация об оборудовании:
- Наименование — полное, соответствующее целям эксплуатации на момент проведения мероприятия.
- Фактическое назначение.
- Инвентарный номер и год выпуска.
- Основные технические характеристики, соответствующие специфике имущества: производительность, мощность и т. п.
Дополнительные нюансы:
- Для переданных в аренду объектов составляется отдельная документация с подтверждением связанной процедуры передачи от контрагента.
- Если оборудование на момент инвентаризации находилось в ремонте, то составляется ИНВ-10, где отражается стоимость с учетом расходов на исправление неполадок.
- После подтверждения непригодности к использованию, соответствующее имущество вносится в отдельную опись с указанием причин списания.
Инвентаризацию оборудования и товарно-материальных запасов можно оптимизировать за счет использования специализированного программного обеспечения на базе QR кодов. Поэтапно процесс выглядит следующим образом:
- На оборудование наносится маркировка — самоклеящиеся ярлыки с уникальными штрих-кодами. Наличие позволяет однозначно идентифицировать имущество.
- Выполняется экспорт картотеки основных средств с ПК бухгалтерии в мобильное приложение.
- При проверке оборудования QR-коды сканируются. В приложении отображаются наименования и инвентарные номера объектов, ведется реестр имеющегося и отсутствующего имущества.
Полученные результаты выгружаются из приложения на мобильном устройстве обратно в бухгалтерскую программу для последующего формирования описей.
Современный подход позволит избежать ошибок и неточностей, вызванных человеческим фактором. Также существенно сокращаются затраты времени, повышается степень сохранности полученных данных, исключаются несанкционированные корректировки.
Как подводить итоги
По результатам выявленных расхождений составляется акты, в которые заносятся:
- Данные материально ответственных лиц (МОЛ).
- Сведения о составе обнаружившей расхождения комиссии.
- Даты и номера соответствующих ведомостей, информация из сличительных описей.
- Сроки начала и окончания переписи.
К каждому акту прикрепляются документы, отражающие наличие расхождений фактического состояния оборудования с данными бухучета.
Далее проводится заключительное заседание комиссии, на котором составляется итоговый протокол. В документе прописываются:
- Итоги инвентаризации.
- Причины, приведшие к указанию в бухгалтерском учете неверных сведений.
- Заключительные выводы комиссии, предложения по устранению существующих недостатков.
Протокол подписывается всеми участниками комиссии и передается руководителю организации. Данная процедура не является обязательной, носит рекомендательный характер.
По результатам инвентаризации оборудования можно сделать объективные выводы о фактическом наличии/отсутствии объектов. Также упрощается процесс выявления ошибок и несоответствий в бухгалтерском учете, внесение необходимых корректировок.